Российский средний класс – недоброкачественное перерождение

1
Российский средний класс – недоброкачественное перерождение

Разговоры про российский средний класс ведутся уже четверть века. В основном они крутятся вокруг качеств, которыми должен обладать типичный представитель этой социальной группы. Условно, это всего два типа характеристик: финансовые (доходы, потребление, накопление) и личностные (образование, профессия, законопослушность).

С интересом, наполняя в дискуссиях и статьях перечисленные характеристики глубокомысленным смыслом, россияне к концу 90-х обнаружили, что таки да, свершилось, и то о чём говорили целое десятилетие, имеет место быть. Не где-нибудь, а совсем рядом. Людей из так называемого среднего класса можно увидеть, поговорить, потрогать. Произошло сие ровно тогда, когда “профессии” проститутки и бандита перестали быть престижными. Во многом благодаря наличию зарождающегося среднего класса, кризис 1998 года в России был преодолён экономикой быстро и без глобальных социальных потрясений.

В те времена вопрос о том, каким образом стать частью среднего класса не стоял — надо “крутиться”. Под этим понятием подразумевался исключительно малый бизнес. Может быть не совсем законный и формализованный, но это была коммерция – по результатам труда следовало вознаграждение. Тот, кто предпочитал тогда получать оклад, преимущественно имел плачевный вид. Государство не замечало народ – народ не видел власть. Нефть, газ, банки, промышленность и всё, что связано с их приватизацией, были субстанциями для большинства россиян абстрактными, существовавшими в параллельном и не пересекающимся с ними мире.

Государство российское в 90-е годы собой представляло весьма пластичный тонкостенный пузырь, в котором плавали, не перемешиваясь меж собой различные ингредиенты: крупный бизнес, РПЦ и другие религии, малый бизнес, просто люди и много, много чего ещё.

Под воздействием понятных внутриполитических процессов произошла кристаллизация стен российского государства за счёт включения в их структуру крупного бизнеса, служителей официальных культов и прочих патриотично настроенных частиц общества. Сейчас в сухом остатке внутри этого шара шуршит малый бизнес с немногочисленными фрилансерами.

Стоило ли превращать Россию снова в чугунное ядро, и до каких пределов будет сжато его внутреннее пространство, останется ли там место малому бизнесу? Вопросы конечно интересные, но принципиального значения не имеющие. Что выросло, то выросло и само собой не рассосётся.

Интересным представляется другой казус. Визуально представителей среднего класса много, однако, СМИ и разные эксперты, то и дело, пытаются пересчитать российский средний класс, которого никак не хватает ни то, что для обеспечения устойчивого роста, а и для гарантированной стабильности экономики. Какой напрашивается вывод: “трудно искать в тёмной комнате чёрную кошку, если она от туда ушла”. Эффективный средний класс стремиться в России к исчезновению. Доля трудоспособного населения занятого в малом и среднем бизнесе уже менее 20%. Это означает, что все остальные прямо или косвенно работают в госсекторе.

В современной России бесконечно мало среднего класса мелко буржуазного по своей природе, зато бесконечно много чиновников с мелко буржуазными наклонностями. Практика показывает, что замена первых на вторых, не равноценна для экономики. Российский средний класс – ненастоящий. За последнее десятилетие произошло его недоброкачественное перерождение.

ПОДЕЛИСЬ ПРАВДОЙ С ДРУГОМ. ИСТИНУ СОХРАНИ СЕБЕ.

Добавить комментарий