Widgetized Section

Go to Admin » Appearance » Widgets » and move Gabfire Widget: Social into that MastheadOverlay zone

Мещанство: от посадских людей до сегодняшних дней

Мещанство: от посадских людей до сегодняшних дней

Кузьма Минин — самый известный мещанин России

Мещанство – хорошее смачное слово, обозначавшее до 1917 года сословие городских жителей. Истоки происхождения мещан уходят корнями во времена становления централизованного Русского государства (конец XV—середина XVI века), когда возросла потребность в посадских людях, занимающихся ремёслами и мелкой торговлей.

Время оставило не так много общеизвестных артефактов, говорящих о дореволюционной жизни мещанского сословия. Дворяне, купцы известны своими дворцами, домами, заводами, многие оставили след в истории, в произведениях искусства – можно воочию оценить масштаб их деяний. Хотя, если говорить о деяниях, достаточно упомянуть земского старосту Кузьму Минина.

Мещане всю свою жизнь без всякого пафоса просто много трудились, честно служили, предпринимали на свой страх и риск, стремились к благосостоянию, содержали семьи и немалые, верили в Бога, почитали Царя, любили Отечество.

Официальная регламентация социального статуса мещан впервые была предпринята в Жалованной грамоте городам (Екатерина II 1785г.). В частности в этом документе сказано: “Городовых обывателей, среднего рода людей, или мещан, название есть следствие трудолюбия и добронравия, чем приобрели отличное состояние” (стилистика текста сохранена, орфография адаптирована).

Мещанство на протяжении всего ХIХ и начала ХХ века было самым динамичным в своём развитии сословием. Оно пополнялось в основном за счёт крестьян, особенно после отмены крепостного права. Записывались в мещанство и отставные военные, сохраняя при этом некоторые льготы, например освобождение от податей. Также переходили в мещанство разорившиеся купцы, а при отмене в 1863 году низшей 3-й гильдии купечества — все купцы, приписанные к ней, были автоматически переведены в мещанство. Разбогатевшие же мещане без особых проблем могли войти в купечество.

Мещанское сословие по численности занимало второе место после крестьян в Российской империи. Мещанам в городах принадлежала значительная часть недвижимого имущества. Подавляющее большинство малых предприятий были мещанскими, и они вносили, как сейчас можно было бы сказать, существенный вклад в ВВП страны. Мещане, как и купечество в городах были основными плательщиками налогов и податей и их небезосновательно причисляли к правильным городским обывателям.

Отмена сословий в 1917 году, да и всё, что тогда происходило, мягко говоря, вряд ли может иметь позитивную оценку. Сословия в Российской Империи представляли важные социальные, исторически сложившиеся институты, позволявшие обществу признавать заслуги конкретного человека, его семьи, рода перед ним, Царём и Отечеством. Сословное деление общества подразумевало не только правовые привилегии, но и наделение обладателей прав обязанностями. Кроме того, сословная система была действенным инструментом в деловой жизни общества – люди заботились о своей репутации.

Надо заметить, что февральская революция, признанная историками буржуазной – сословий не отменила. Разрушение общественных основ до такой степени в её планах не просматривалось, впрочем, как и изведение под корень представителей имущих сословий. Столь масштабные преступления оказались по силам только большевикам.

В обеспечение себе возможности подняться на социальном лифте из грязи в князи большевики изгнали, убили, заставили отречься от себя, от своей истории, Веры и образа жизни всех тех граждан России, которые что-либо имели за душой. Мещанам удалось пережить революционную смуту и как всем стать нищими, обретя свободу от собственности, равенство в бесправии и сомнительное братство.

История показала, что человека и даже целый народ можно обмануть, ограбить, уничтожить лучшую его часть, но невозможно искоренить в нём стремления к созиданию вокруг себя, хотя бы в пределах своей семьи, обустроенного уютного пространства — домохозяйства.

Революция и советский режим усреднили всех до безобразия. Мечты жителей СССР в личном материальном плане укладывались в пределах от МДК до ТТТ (машина дача квартира – тахта тапочки телевизор). Конечно, нездорово, что и сейчас многим россиянам так мало нужно для счастья, но даже на столь низком уровне потребностей мещанское домохозяйство осталось непобедимым. В конце концов, стремление людей открыто вести мещанский образ жизни, сыграло важную роль в падении коммунистической диктатуры на пространстве бывшего СССР.

С тех пор уже выросло новое поколение россиян, которому в наследие от советского режима досталась негативная коннотация слова мещанин. Многих ещё смущает самоидентификация себя, как мещанина. Данный факт очевидное следствие ложных догм прошедшего смутного времени.

Меж тем понятие трансформируется, расширяя своё толкование. Сейчас мещанство можно трактовать, как консервативный образ жизни. Много ли найдётся людей, которые искренне презреют домашний очаг, семью, свой труд и репутацию в глазах близких и друзей – это и есть современное понимание мещанства.

Мещанство – это то, что нас объединяет, делает понятными друг для друга. Мещанство выражает универсальную формулу бытия, если угодно национальную идею – семья, дом, дело, Родина, Вера.

Вы должны войти, чтобы оставить комментарий Войти