Следите за обновлениями. Общайтесь с автором.

FacebookTwitterRSS

Мещанство: от посадских людей до сегодняшних дней

Мещанство: от посадских людей до сегодняшних дней

Кузьма Минин — самый известный мещанин России

Мещанство – хорошее смачное слово, обозначавшее до 1917 года сословие городских жителей. Истоки происхождения мещан уходят корнями во времена становления централизованного Русского государства (конец XV—середина XVI века), когда возросла потребность в посадских людях, занимающихся ремёслами и мелкой торговлей. К сожалению, время оставило ничтожно мало общеизвестных артефактов, говорящих о дореволюционной жизни мещанского сословия. Дворяне, купцы известны своими дворцами, домами, заводами, многие оставили след в истории, в произведениях искусства – можно воочию оценить масштаб их деяний. Хотя, если говорить о деяниях, достаточно упомянуть земского старосту Кузьму Минина. В большинстве же своём мещане просто трудились, служили, предпринимали на свой страх и риск, стремились к благосостоянию, содержали семьи и немалые, верили в Бога, почитали Царя, любили Отечество.

Официальная регламентация социального статуса мещан впервые была предпринята в Жалованной грамоте городам (Екатерина II 1785г.). В частности в этом документе сказано: “Городовых обывателей, среднего рода людей, или мещан, название есть следствие трудолюбия и добронравия, чем приобрели отличное состояние” (стилистика текста сохранена, орфография адаптирована).

Мещанство на протяжении всего ХIХ и начала ХХ века было самым динамичным в своём развитии сословием. Оно пополнялось в основном за счёт крестьян, особенно после отмены крепостного права. Записывались в мещанство и отставные военные, сохраняя при этом некоторые льготы, например освобождение от податей. Также переходили в мещанство разорившиеся купцы, а при отмене в 1863 году низшей 3-й гильдии купечества — все купцы, приписанные к ней, были автоматически переведены в мещанство. Разбогатевшие же мещане без особых проблем могли войти в купечество. Мещанское сословие по численности занимало второе место после крестьян в Российской империи. Мещанам в городах принадлежала значительная часть недвижимого имущества. Подавляющее большинство малых предприятий были мещанскими, и они вносили, как сейчас можно было бы сказать, существенный вклад в ВВП страны. Мещане, как и купечество в городах были основными плательщиками налогов и податей и их небезосновательно причисляли к правильным городским обывателям.

Отмена сословий в 1917 году, да и всё, что тогда происходило, мягко говоря, вряд ли может иметь позитивную оценку. Сословия в Российской Империи представляли важные социальные, исторически сложившиеся институты, позволявшие обществу признавать заслуги конкретного человека, его семьи, рода перед ним, Царём и Отечеством. Сословное деление общества подразумевало не только правовые привилегии, но и наделение обладателей прав обязанностями. Кроме того, сословная система была действенным инструментом в деловой жизни общества – люди заботились о своей репутации. Надо заметить, что февральская революция, признанная историками буржуазной – сословий не отменила. Разрушение общественных основ до такой степени в её планах не просматривалось, впрочем, как и изведение под корень представителей имущих сословий. Столь масштабные преступления по силам было возглавить только большевикам. В обеспечение себе возможности подняться на социальном лифте из грязи в князи большевики изгнали, убили, заставили отречься от себя, от своей истории, веры и образа жизни всех тех граждан России, которые что-либо имели за душой. Большинству российского мещанства удалось избежать физического уничтожения или изгнания при диктатуре пролетариата. Не потому, что их мало убивали. Просто мещан было все-таки много, и к концу гражданской войны, они, как все стали нищими. Мещане, как все обрели свободу от собственности, стали равны в бесправии и вошли в безбожное братство советских людей.

История показала, что человека и даже целый народ можно обмануть, ограбить, уничтожить лучшую его часть, но невозможно искоренить в нём стремления к созиданию вокруг себя, хотя бы в пределах своей семьи, обустроенного уютного пространства — домохозяйства. Революция и советский режим усреднили всех до безобразия. Мечты жителей СССР в личном материальном плане укладывались в пределах от МДК до ТТТ (машина дача квартира – тахта тапочки телевизор). Конечно, нездорово, что и сейчас многим россиянам так мало нужно для счастья, но даже на столь низком уровне потребностей мещанское домохозяйство осталось непобедимым. В конце концов, стремление людей открыто вести мещанский образ жизни, сыграло важную роль в падении коммунистической диктатуры на пространстве бывшего СССР.

С тех пор минуло более 20 лет, выросло новое поколение россиян, но, к сожалению, в сознании людей не восстановлено истинное значение и понимание мещанства. В наследие от советского режима осталось негативное восприятие этого понятия, каким его рисовала пропаганда в течение семидесяти лет. Многих ещё смущает самоидентификация себя, как мещанина, но не является ли данный факт следствием ложных догм прошедшего смутного времени? Меж тем понятие трансформируется в современной жизни, значительно расширяя своё толкование. Мещанство трактуется, как консервативный образ жизни. Много ли найдётся людей, которые искренне презреют домашний очаг, семью, свой труд и репутацию в глазах близких и друзей – это и есть суть мещанства. Мещанство – это то, что нас объединяет, делает понятными друг для друга. Мещанство выражает универсальную формулу бытия, если угодно национальную идею – семья, дом, дело, вера.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>