Следите за обновлениями. Общайтесь с автором.

FacebookTwitterRSS

Перипетии приватизации жилья. Перечень документов и алгоритм действий

Перечень документов необходимых для приватизации жилья

Срок окончания бесплатной приватизации жилья назначен на 15 марта 2015 года. Переносимый до этого многократно с периодичностью в 2 – 3 года апокалипсис приватизации приобрёл ироническое сходство с предсказаниями конца света. При этом верить предсказаниям весьма затруднительно людям, находящимся в твёрдом уме и здравии, а вот в прикрытие государством возможности бесплатной передачи жилья в собственность — граждане верят истово каждый раз, когда подходит срок.

Ожидание конца приватизации в 2013 году вылилось в мощнейшие осады посетителями учреждений осуществляющих приватизацию, техническую инвентаризацию жилья и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Что год 2015 готовит в этом плане предсказать не трудно.

Однако совпадение двух обстоятельств к марту 2015 года позволяют предположить, что история с переносом сроков окончания приватизации повторится. Во-первых, четверть граждан страны ещё не воспользовались правом на приватизацию жилья. Во-вторых, в 2016 году выборы в Госдуму.

Политики не склоны отказываться от бесплатных популярных решений и в более спокойной обстановке, а там выборы не за горами. Так 19 февраля текущего года сразу в трёх чтениях за один день был принят закон о продлении бесплатной приватизации. Хотя как оно сложится в 2015 году …?

Чтобы не участвовать в очередном апокалипсисе приватизации, тем гражданам, у которых данный вопрос остался не решённым, следует предпринять активные действия заблаговременно до означенной даты.

Риэлторы и юристы призывают решать неблагодарное и хлопотное дело приватизации жилья с их помощью – в этом есть доля сермяжной правды. Решение несвойственных задач у большинства людей вызывает естественное неприятие и ухудшает настроение. Но, прибегнув к услугам специалистов для решения вопроса приватизации жилья, желательно понимать содержание услуги. В противном случае не до конца ясна её цена, и в какой срок процедура приватизации должна быть выполнена.

Вполне возможно, что даже после ознакомления с данным текстом у кого-то останутся вопросы нуждающиеся в уточнении. Самым удобным способом получить на них ответы является онлайн консультация юриста.

Далее представлен в хронологическом порядке перечень действий по приватизации жилого помещения в Санкт-Петербурге. В других регионах, безусловно, будут присутствовать свои особенности, но они не принципиальны – алгоритм приватизации жилья в стране един. Чтобы не уходить в сторону от темы речь пойдёт только о гражданах РФ, по определению имеющих право на бесплатную приватизацию жилья и о жилых помещениях, безусловно подлежащих приватизации.

О субъектах приватизации

Перво-наперво необходимо договориться всем жильцам, то есть лицам, зарегистрированным по адресу жилого помещения об условиях приватизации. Кто из них будет участвовать в получении права собственности на жильё, кто откажется от приватизации. Отказ оформляется письменно и удостоверяется нотариально. Несовершеннолетние (недееспособные) граждане практически всегда участвуют в приватизации, если это право не использовано ими ранее. Только в исключительных случаях приватизация может пройти без их участия и только с разрешения органов опеки и попечительства. Такое разрешение всегда увязано с получением в собственность несовершеннолетним (недееспособным) другого жилья.

Большую головную боль для участвующих в приватизации лиц могут представлять граждане, снятые с регистрации после 01 января 1992 года, но внесённые в ордер. Не вдаваясь в правовые коллизии в данном случае существуют два решения: получить от такого бывшего жильца отказ от приватизации, либо смириться с его участием в приватизации для чего ему потребуется заново зарегистрироваться по адресу объекта приватизации. По-другому не получается – юристы в шоке.

Следует заранее оговорить размер доли собственности каждого участвующего в приватизации жилья. По закону доли жильцов равные, если их размер не определён по договорённости, но размер доли несовершеннолетнего (недееспособного) лица не может быть меньшим, чем определено законом. Для коммунальной квартиры доля в праве общей собственности каждого из жильцов принимающих участие в приватизации определяется отношением размера занимаемой жилой площади к размеру жилой площади всей коммунальной квартиры.

Важно не забыть о правах лиц, которые наравне с зарегистрированными по адресу могут или должны по закону участвовать в приватизации жилья. К ним относятся ранее снятые с регистрационного учёта лица проходящие службу в армии, находящиеся в местах лишения свободы, забронировавшие жилые помещения, а так же несовершеннолетние (недееспособные). Законные представители последних не в праве отказаться от участия их подопечных в приватизации ранее занимаемого ими жилого помещения, если по новому месту жительства те не стали собственниками жилья в результате приватизации без согласия на то органов опеки и попечительства.

Существенным обстоятельством в определении круга лиц, которым предстоит участвовать в приватизации жилого помещения, является наличие у них права на бесплатную приватизацию жилья и способность доказать его. То есть право на бесплатную приватизацию жилья может быть реализовано гражданином один раз в жизни. Исключение составляют участвовавшие в приватизации несовершеннолетние – по достижении совершеннолетия гражданин имеет возможность лично реализовать право на бесплатную приватизацию жилья. Граждане, менявшие место жительства после 01 января 1992 года обязаны доказать факт не использования ранее права бесплатной приватизации жилья. Для чего им следует представить в учреждение, осуществляющее приватизацию следующие документы: архивные справки о регистрации по форме №9 со всех мест прежнего жительства и соответствующие им справки о неучастии в приватизации жилья, начиная с означенного срока.

Проявить внимание к документам удостоверяющих личность – касается ВСЕХ, даже тех граждан кто отказывается от приватизации — документы должны быть действительными и в наличии. У граждан в случаях смены фамилии (имени, отчества) после вселения по ордеру или заключения договора социального найма должны наличествовать документы, подтверждающие данный факт. Гражданам, прибывшим в РФ после 06 февраля 1992 года — иметь документ, подтверждающий российское гражданство. Членам семьи умерших граждан с 1999 года, которые были зарегистрированы по адресу объекта приватизации, необходимо позаботиться о наличии свидетельств о смерти.

Об объектах приватизации

В качестве объектов приватизации выступают жилые помещения (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в коммунальных квартирах), отнесённые к государственному и муниципальному жилищным фондам. Для таких объектов алгоритм сбора необходимых документов приведён ниже.

С наибольшими трудностями при приватизации сталкиваются граждане, проживающие в ведомственных или служебных жилых помещениях. Для них алгоритм сбора документов актуален в том случае, если удастся решить принципиальный вопрос – подлежит ли занимаемое ими жильё приватизации? На практике далеко не всегда данный вопрос находит решение, удовлетворяющее граждан, и в большинстве случаев из-за особенностей законодательства потребуется обращение в суд.

Сбор документов лучше начать с изготовления технического паспорта жилого помещения. Его выдают в районных ПИБ (проектно-инвентаризационных бюро). Заказать техпаспорт возможно при предъявлении в ПИБ следующих документов:
- заявления на изготовление технического паспорта (бланк выдается при подаче документов);
- документа удостоверяющего личность;
- доверенности при обращении в ПИБ доверенного лица;
- справки по форме № 9 (справка о регистрации);
- справки по форме № 7 (характеристика жилого помещения);
- ордера на занятие жилой площади или договора социального найма.

При сдаче документов выдаётся квитанция, которую необходимо оплатить и предъявить при получении техпаспорта. Стоимость оказанных услуг указанная в квитанции зависит от срока выполнения работ — 3 дня, 10 дней или 1 месяц. Дата получения техпаспорта назначается сразу при приеме заявления.

В согласованное время специалист ПИБ нанесёт визит по адресу объекта для сравнения фактической планировки жилого помещения с учетными данными. Согласно Жилищному кодексу Российской Федерации, переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации. При установлении по результатам инвентаризации изменений в составе, характеристиках и границах заявленного к технической инвентаризации объекта, техническая документация изготавливается по фактической планировке с указанием фактических характеристик объекта. При наличии не принятой в установленном порядке в эксплуатацию перепланировки в изготавливаемых документах проставляются отметки о самовольном характере перепланировки. При самовольном переоборудовании помещения изменения в техническую документацию вносятся, однако информация об этом в выдаваемых клиенту документах не отображается. Согласование перепланировок отдельный вопрос.

В домах, включенных в списки памятников истории и культуры, а также во вновь выявленных объектах, представляющих научную, историческую, художественную и иную культурную ценность, приватизация осуществляется при условии, что архитектурно-художественные элементы квартиры остаются собственностью государства. Перед приватизацией таких квартир сотрудниками КГИОП (Комитета по государственной инспекции и охране памятников) составляется перечень (опись) архитектурно-художественных элементов. Жильцы обязаны обеспечивать их сохранность. Если же в самой квартире подобных элементов нет, необходима соответствующая справка, а также документ, подтверждающий статус здания. На практике в подобных случаях в агентстве приватизации необходимо сделать запрос для КГИОП на основании, которого комитет выдаст необходимую для процесса приватизации документацию, на что будет затрачено достаточно значительное время.

Внимание! В ниже указанных случаях в районной администрации следует получить:
- выписку из распоряжения главы администрации о заключении договора социального найма;
- копию распоряжения, на основании которого выдан ордер после 01 января 1998 года.
На это также требуется некоторое время.

Далее, скорее всего, потребуется получить свежие справки по форме № 7 и № 9, так как для приватизации жилого помещения данные справки действительны в течение 30 дней.

Перечень документов для приватизации жилья

1. Копия ордера или Договор социального найма.
Примечание: Договор соц. найма должен быть заключён, если никто из оставшихся проживать членов семьи, выбывшего нанимателя не был включен в ордер, а если он (договор) заключался на основании ордера, то представляется ордер.
2. Выписка из распоряжения главы районной администрации о заключении договора социального найма.
3. Копия распоряжения главы районной администрации, на основании которого выдан ордер после 01 января 1998 года.
4. Технический паспорт жилого помещения (+2 копии).
5. Документы из КГИОП отражающие наличие или отсутствие в приватизируемом жилом помещении архитектурно-художественных элементов охраняемых государством в домах, включенных в списки памятников истории и культуры и т.д.
6. Справка по форме № 7 (характеристика жилого помещения).
7. Справка по форме № 9 (справка о регистрации)
8. Граждане, зарегистрированные по другим адресам с 01 января 1992 года, представляют архивные справки по форме № 9 со всех мест проживания после означенной даты, а так же справки о неучастии в приватизации данных жилых помещений из соответствующих органов по приватизации.
9. Граждане, приватизирующие забронированные жилые помещения, представляют охранные свидетельства.
10. Заявления (+ копия), нотариально удостоверенные от тех граждан, кто решил оказаться от участия в приватизации жилого помещения.
11. Разрешение органов опеки и попечительства на проведение приватизации без участия несовершеннолетних (недееспособных) граждан. Для проживающих по новому адресу разрешение выдаётся органами опеки в соответствии с местом регистрации и их законным представителям необходимо приложить к разрешению справку по форме № 9 с нового места жительства.
12. Документы, удостоверяющие личность:
Паспорта (+ 2 копии — на одном листе 1, 2 стр. + прописка + страница о выданных ранее паспортах при необходимости).
Свидетельства о рождении несовершеннолетних детей (+ 2 копии).
Документы, подтверждающие изменения фамилии, имени, отчества (+ 2 копии).
13. Документ, подтверждающий российское гражданство для тех, кто прибыл из СНГ после 06 февраля 1992 года.
14. Свидетельство о смерти членов семьи, умерших после 1999 года.
15. Подавать документы на приватизацию и подписывать Договор передачи жилого помещения в собственность граждан необходимо лично (начиная с возраста 14 лет) или поручить это доверенному лицу, оформив на него доверенность надлежащим образом.
16. Переход права собственности на жилое помещение к жильцам по Договору передачи жилого помещения в собственность граждан подлежит государственной регистрации в установленном законом порядке, поэтому гражданам, участвующим в приватизации удобно воспользоваться услугами агентства приватизации в данном вопросе и выдать соответствующую доверенность на имя сотрудников агентства.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>