Следите за обновлениями. Общайтесь с автором.

FacebookTwitterRSS

Высшее образование – тяжёлое историческое наследие

Высшее образование – тяжёлое историческое наследие Одним из традиционных стереотипов российского общественного сознания является убеждение в том, чтобы состояться в жизни необходимо получить высшее образование. Сам факт его наличия это уже определённый успех.

Статистические данные говорят о лучшей социальной адаптированности граждан прошедших высшую школу. Они имеют более высокооплачиваемую работу и широкий спектр профессионального применения. Люди с высшим образованием реже совершают преступления и попадают в тюрьму, меньше злоупотребляют спиртными напитками и дольше живут.

Но всё выше сказанное не означает, что получение высшего образования делает людей таковыми. Скорее всего, просто есть люди, наделённые деятельными качествами, которые не дают им бездействовать и позволяют рационально выстраивать свою жизнь. Концентрация таких людей в социальной группе лиц с высшим образованием, вполне естественна. Ведь получение высшего образования это прежде всего труд, затраты времени и средств во имя довольно отдалённых результатов. Деятельные люди имеют способности к преодолению трудностей и длительному планированию.

Откуда же берутся такие способности? Объяснить их наличие только случайностью природного распределения – не совсем верно. В основном они создаются и развиваются семьей, то есть в среде воспитания детей. Многими недооценивается тот факт, что дети склонны копировать образ жизни родителей, следовательно, и их способности.

Для того чтобы ребёнку сделать шаг вперёд в своём развитии, родителям необходимо себя заставить сделать то же самое – шагать в ногу с отпрысками. На деле показать свои способности к воспитанию. На практике многим родителям это очень трудно даётся – надо же изменить себя, свой образ жизни. Поэтому ограничиваются школой, кружками, секциями, репетиторами и т.д. Происходит подмена, ребёнка учат навыкам, какой то деятельности, а думают, что занимаются развитием его способностей.

Обучить способностям невозможно – их развивают в детях, основываясь на принципах: делай как я, делай вместе со мной, делай лучше меня. К сожалению, в современных условиях жизни существует очень слабая взаимосвязь воспитания детей с профессиональной деятельностью родителей, где бы выше перечисленные принципы осваивались на практике. Навыки могут устареть, забыться при этом их достаточно легко приобрести даже в зрелом возрасте. Способности относятся к личностным характеристикам человека и во взрослой жизни мало меняются.

Подходя к порогу совершеннолетия, молодой человек уже должен перенять от родителей способности самостоятельно вести свои дела и осознано выбрать путь получения профессиональных знаний для этого. В противном случае учебное заведение высшего образования играет роль последнего детского кружка, никоим образом несвязанного с реальной жизнью. Его посещение — способ безответственно, но при этом достойно провести время.

В российских ВУЗах значительная часть студентов учится по воле родителей, которые компенсируют тем самым недостаточное своё участие в воспитании. Кроме того, мощным стимулом для старшего поколения в желании определить чадо в какой-нибудь ВУЗ является историческая память, говорящая о том, что только диплом о высшем образовании убережёт наследника от тяжёлого физического труда. К противоестественным поводам для получения высшего образования можно отнести надежды призывников и их родителей миновать, таким образом, призыва в армию.

Рост численности лиц с высшим образованием в России наблюдался на протяжении всего ХХ века, продолжается он и сейчас. По сведениям, полученным в результате Европейского социального исследования, проведённого в 2010 году, 39% граждан России в возрастной группе от 25 до 39 лет обзавелись дипломами о высшем образовании. По сравнению с наиболее успешными и развитыми странами Россия не отстаёт и даже сильно опережает их по этому показателю. Так в возрасте от 25 до 39 лет в Германии всего 20%, Франции – 23%, Швейцарии – 25%, Великобритании – 31%, самый высокий европейский показатель в Норвегии – 52% граждан с высшим образованием. Соседствуют с Россией в данном рейтинге с показателями в диапазоне 36 – 43% Нидерланды, Швеция, Кипр, Украина, Польша, Финляндия и Израиль. В США статистика по лицам, имеющим высшее образование, ведётся с несколько другими исходными параметрами, но получить сравнительное представление вполне возможно. По состоянию на 2005 год в США было 28% жителей в возрасте старше 25 лет, которые имели университетский диплом.

Как видно из приведённых цифр, наличие большого количества носителей высшего образования не является залогом экономического благополучия в стране. Однако схожесть ситуации в странах с наиболее мощными экономиками говорит о том, что их показатели являются оптимальными. В России же наблюдается избыточное для экономики количество лиц с высшим образованием.

Объёмы производства дипломов о высшем образовании в России опираются на высокий уровень спроса, который, в свою очередь, стимулирован противоестественными для здоровой экономики причинами. Основную их суть можно определить как не преодолённое тяжёлое историческое наследие. Ситуация замкнутого круга, когда на протяжении нескольких поколений люди вынуждены жить в условиях деформированной экономики, они естественно ищут выход из создавшегося положения и стремление к высшему образованию им кажется возможным путем спасения. Пройдя по нему, люди снова окунаются в реалии российской экономики и уже на новом витке для своих детей не видят другого пути.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>